24 июля Президент Украины Петр Порошенко подписал Закон "О внесении изменений в Закон Украины "Об обращениях граждан" относительно электронного обращения и электронной петиции".
Соответствующий документ был принят Верховной Радой 2 июля по инициативе главы государства.
Законом вводится представление гражданами индивидуальных и коллективных обращений в электронной форме с использованием сети Интернет, средств электронной связи. Предусмотрено, что в таком обращении, кроме фамилии, имени, отчества, места жительства гражданина, изложения сути данного вопроса, также должна быть указана электронная почта, на которую заявителю может быть направлен ответ, или сведения о других средствах связи с ним. Применение электронной цифровой подписи при отправке электронного обращения не требуется.
Законом также вводится возможность обращения граждан к Президенту, Верховной Раде, Кабинету Министров Украины и органам местного самоуправления путем подачи электронной петиции через официальные веб-сайты соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, органа местного самоуправления или общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей в поддержку электронной петиции.
Законом предусмотрены требования к содержанию петиции – в ней должна быть изложена суть обращения, при этом электронная петиция не может содержать призывы к свержению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Украины, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, призывы к совершению террористических актов, посягательство на права и свободы человека. Ответственность за содержание электронной петиции несет ее автор (инициатор).
Согласно Закону, электронная петиция должна собрать соответствующее количество голосов в ее поддержку. Электронная петиция, адресованная Президенту, Парламенту или Правительству, должна собрать в ее поддержку не менее 25 тысяч подписей граждан в течение не более 3 месяцев со дня ее опубликования. Требования к количеству подписей граждан в поддержку электронной петиции в орган местного самоуправления и срока сбора
подписей определяются уставом территориальной общины.
Подробно изучить все правила электронных документов уже предлагают учебные центры. Так что если в вашей территориальной общине нет специалиста по работе с электронными данными вы можете воспользоваться ссылкой http://lyt.com.ua/glavbuh.php.
В марте 2015-го в Верховной Раде было зарегистрировано сразу два законопроекта об электронном обращении и электронной петиции - №2299 (авторства Президента) и альтернативный №2299-1 – депутатов от «Самопомощи» Павла Кишкаря и Александра Опанасенка. В финальных версиях документов было несколько отличий. В частности, 2299-1 предлагал приравнять электронные обращения граждан к бумажным и собирать подписи не более 2 месяцев со дня публикации петиции. Как рассказали нам члены рабочей группы над законопроектом о е-петициях, сначала они работали над текстом совместно с Администрацией Президента, но потом увидели на сайте Рады совсем другой текст, отличающийся от согласованного, поэтому решили подать альтернативный законопроект. После этого ко второму чтению был подготовлен компромиссный вариант, в котором были по максимуму учтены положения 2299-1. На рассмотрение депутатов был представлен только "президентский" вариант.
Положения Закона, касающиеся электронных петиций, вступят в действие уже через месяц, однако система их регистрации до сих пор не работает. Хотя еще в феврале Президент заявлял о том, что работа над порталом стартовала.