Это расследование, ведущееся параллельно с изучением поисковых практик Google, касается обязательной интеграции всех (или никаких) служб Google Mobile Services (GMS). В число приложений GMS входят магазин Play Store, Google Карты, Gmail, Диск, YouTube, Hangouts и Chrome. При этом Google усиливает ставку на GMS API, так что и многие сторонние приложения Android становятся всё более зависимы от служб Google — это усложняет выпуск сторонних версий ОС Android, которая формально считается открытой платформой.
Следователи также хотят разобраться в вопросе: использовала ли Google своё колоссальное рыночное влияние, чтобы заставить производителей мобильной электроники отменить или задержать запуск устройств, работающих под управлением конкурирующих платформ или поставляемых с альтернативными базовыми приложениями.
Согласно источникам GigaOM, Еврокомиссия хочет узнать версию происходящего с точки зрения Яндекса, так как российская компания продвигает собственные мобильные службы, которые она предлагает производителям в качестве альтернативы сервисам GMS. Яндекс занимает ведущие позиции в Российской Федерации и на других русскоязычных рынках.
Как сообщается, Google вынуждала даже крупные компании устанавливать свои поисковые службы вместо Яндекса, затем — отказаться от размещения ярлыков служб Яндекса на домашнем экране, и, наконец, вовсе прекратить практику предварительной установки любых служб и приложений Яндекса. Это согласуется с сообщениями о том, что Google ужесточает требования к производителям относительно обязательной установки и продвижения её GMS-служб.
Когда Яндекс представила в этом году свою платформу Яндекс.Кит для Android (пакет приложений, служб и API — конкурент GMS), одним из партнёров выступала российская компания Explay. Однако в ноябре поступили сообщения, что Explay отказывается от предустановки каких бы то ни было служб Яндекса, так как получила новую лицензию GMS от Google с требованием отказа от сотрудничества с конкурентами.
Представитель Яндекса Владимир Исаев подтвердил, что компания получила официальный запрос информации от Еврокомиссии этим летом с требованием раскрыть информацию и материалы, касающиеся отношений Яндекса с мобильными производителями относительно предустановки Яндекс.Кит и других служб на устройства. По его словам, каждый раз Яндекс сталкивается с большими трудностями при попытке заключить соглашение с производителями о предустановке своего поискового движка, других приложений или Яндекс.Кит, а в последнее время появляется всё больше ограничений.
В ответ на запрос ТАСС пресс-служба «Яндекса» тоже подтвердила сотрудничество с Еврокомиссией и дала следующий комментарий: «В июле 2014 года Европейская комиссия прислала Яндексу официальный запрос об обязательном предоставлении информации. Запрос направлен в рамках расследования злоупотреблений доминированием Google на Android, которое было инициировано Еврокомиссией в 2013 году и в перспективе может превратиться в дело — аналог антимонопольного разбирательства Европы против Microsoft 2009 года. Мы предоставили материалы, которые запрашивала Еврокомиссия — о взаимодействии с производителями по предустановке сервисов на их мобильные устройства.
Многие производители стремятся с нами сотрудничать, так как наши сервисы популярны у пользователей, но из-за ограничений в договорах с Google возможности партнёрства лимитированы. Однако, насколько мы понимаем, в последнее время даже такое ограниченное сотрудничество находится под угрозой полного запрета. Из недавних ярких примеров — Explay».
Кстати, недавно Европарламент большинством голосов поддержал идею разъединить Google — это решение, как сообщается, послужит политическим сигналом для Европейской комиссии, которая усилит антимонопольную работу в стремлении обеспечить равные права на рынке ЕС для разных компаний.